Реабилитация двенадцатого

Разговариваем на разные темы...
MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 08 янв 2024 19:39

Для удобства дальнейшего отчёта,
нарисовал максимально подробную "чайниковскую" распиновку электрической части жигулёвского стеклоочистителя.

Имеем, значит, подрулевой переключатель.
Слева-направо все контакты (кроме подачи сигнала на омыватель) обозначил буквами (отчёт от жёлтого провода)
IMG_20221110_113803.jpg
IMG_20221110_113803.jpg (34.17 КБ) 492 просмотра
Схема замыкания контактов выглядит следующим образом (плюсик - это подача сигнала плюс на колодку, минусик, -сюда приходит минус)
IMG_20221110_122608.jpg
IMG_20221110_122608.jpg (24.27 КБ) 492 просмотра
На колодку (6-пиновый разъём) сигналы приходят следующим порядком (для удобства- буквенные обозначения дополнены цифрами)
IMG_20240106_150139.jpg
IMG_20240106_150139.jpg (26.89 КБ) 492 просмотра


Всё хозяйство работает работает так ("Лишние" провода не стал рисовать -по схеме видно, что в эти контакты приходит питание и минус):
IMG_20240108_140703.jpg
IMG_20240108_140703.jpg (25.44 КБ) 492 просмотра
Цифры на разъёмах/колодках имеют следующий порядок* исчисления
IMG_20221110_122341.jpg
IMG_20221110_122341.jpg (20.28 КБ) 492 просмотра
Примечание: Такой порядок* применяется для части разъёма с клеммами "папа"

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 08 янв 2024 20:02

Механическая часть...

Всё, что нужно, - это сделать два замера. "Вылет" плеча и расстояние между платформой и "плечом"
IMG_20230817_191634.jpg
IMG_20230817_191634.jpg (44.44 КБ) 490 просмотров
Снимаем стоковый моторчик. По отпечаткам размечаем центр
IMG_20220904_140409.jpg
IMG_20220904_140409.jpg (32.13 КБ) 490 просмотров
С каждого моторчика снимаем их "плечи". Вымерев, загибаем буквой "Г". Привариваем между собой и вуаля.
IMG_20231028_161745.jpg
IMG_20231028_161745.jpg (46.09 КБ) 490 просмотров
Теперь моторчик будет находиться и с противоположной стороны, и расположился в нише...
IMG_20231028_161808.jpg
IMG_20231028_161808.jpg (50.34 КБ) 490 просмотров

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 08 янв 2024 20:27

Механическая часть позади...

Но основная задача перед "переоборудованием" поставлена бОльшая - расширить функционал.
Интернет достаточно наполнен рекомендациями по переделке "просто паузы" в "паузу регулируемую".
Казалось бы не должно возникнуть проблем что бы заменить стоковое реле паузы на новое, на то, которое имеет функцию расширения времени паузы.

У меня это получилось только с четвёртого* раза. Сначала купил два реле в разных магазинах разных городов. Затем ещё два реле через интернет-магазины. Только на четвёртом и свезло. Напрягли не столько материальные расходы, сколько потраченное впустую время. Поиски... ожидания...

Вот ни, "голубчики"
IMG_20231028_161527.jpg
IMG_20231028_161527.jpg (31.63 КБ) 489 просмотров
А вот так выглядит нужная нам НАША радость. С правильной и полной намоткой на катушке...
IMG_20230814_213501.jpg
IMG_20230814_213501.jpg (23.43 КБ) 489 просмотров
Продаётся она только в такой коробочке, только с таким логотипом на корпусе (на самом пластиковом корпусе еле заметные выдавленные цифры, которые продублированы рядом со штихкодом)

На интернет площадке выглядит так (надеюсь, Артур не сочтёт за рекламу и не удалит, обращая экспериментателей на бесконечные поиски)
IMG_20230821_123314.jpg
IMG_20230821_123314.jpg (21.01 КБ) 489 просмотров
Примечание: * из четырёх реле ещё есть одно, которое можно трансформировать в нужное. Но на нём ооочень мелкоскопные резисторы...

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 08 янв 2024 20:29

... коробочка недофиксировалась...
IMG_20230814_213548.jpg
IMG_20230814_213548.jpg (35.51 КБ) 487 просмотров

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 08 янв 2024 20:47

(фото из интернета) "про схему" .
Я ограничился "половинкой" переоборудования, покА посчитав лишней установку включения автоматического режима при подаче воды при прерывистом режиме работы дворников. В зависимости от номинала резистора (обычно это тот, вместо которого устанавливается переменный резистор) это три -четыре взмаха дворников.
IMG_20190612_095535.jpg
IMG_20190612_095535.jpg (33.79 КБ) 486 просмотров
Примечание:
Мои наблюдения по номиналу сопротивлений.
Перед выпаиванием резистора, замерьте время паузы взмаха дворников. Она может колебаться от двух до четырёх секунд. У меня в новом реле пауза составляла около двух секунд....

PS Куда-то затерялась бумажная подсказка с записанными циферками. Если не найду, завтра по памяти допишу отчёт.

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 09 янв 2024 20:00

...Не удалось найти подсказку, поэтому "на глаз".
Зависимость прямо-пропорциональная. Если меняете 4,7кОм* резистор на переменный 10кОмный резистор, то максимальная пауза между взмахами дворников будет 10 секунд.
...Если поменяете на 20кОмный, то пауза 20 сек.
...Если на 50кОм, то ещё бОльше пауза.

Но возникнет другая проблема. Крутилка потенциометра ограничена одним оборотом и не имеет щелчков , как на настоящей автомобильной крутилке. Поэтому приходится крутить, что называется "вслепую". чисто тактильно. И чем больше хотите паузу, тем сложнее будет крутануть на нужную паузу...

Стандартный, 4.7кОм резистор заменил на 3,1кОм. Последовательно к нему переменный резистор впаял на 10 кОм.
Минимальная пауза (а она должна быть!) в моём случае составила примерно 1 сек. Максимальная- примерно 10 сек.

В идеале хотелось бы 1.5 сек. на минимуме и потенциометр на 15 кОм. Но такого переменного резистора не нашлось. Про запас остался 20 кОм резистор. Практика использования подскажет правильный вариант.

Примечание* По умолчанию в некоторых реле паузы (для замены) может стоять 20кОм резистор. Тогда, естественно, переменный надо ставить от 100 кОм...

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 09 янв 2024 20:46

Два слова про надёжность товаров от "китайского кооператива".
Ага, новелла, значит пошла... Про китайскую надёжность.

Итак, в наличии имею несколько автомобильных моторчиков, при 12.5 вольтах имеющих ток потребления до 5 Ампер.
Нужен ШИМ (регулятор оборотов)
Логично, с запасом, купить 2О Амперного китайца. Порывшись на торговых площадках, убедился, что 20-амперный ШИМ, самый ходовой из предлагаемых. Самый раскрученный с неоднозначными отзывами...

Итак, дождался посылки . Точнее, двух посылок. По одному ШИМ от двух разных китайских магазинов, как грится "не клади яйца в одну корзину".

Собираю свою схему - не работает!
Минуя реле, в упрощённой схеме, сразу напрямую подсоединяю ШИМ к моторчику стеклоочистителя.
Ёлки зелёные. Брак. Моторчик не крутится.

Подсоединяю другой ШИМ. Ура! С ним моторчик крутится и меняет обороты. Пальцем трогаю "детальки" на плате китайского ШИМ. Горячо! Замеряю температуру. 60℃.... Замеряю силу току. На постоянной скорости меняется между 0,76 -1,13 А.

Не понравилось. На неделю-другую откладываю весь "проект" по переделке в сторону. В голове всплывают негативные отзывы об этом ШИМ.
И греется, мол, он...
И нет никаких в нём заявленных 20Ампер.
А максимум, что он может, так это выдать 5 Ампер.

Но мой-то моторчик вкладывается в самую низкую норму!
Несколько раз пытаюсь перезапускать двигатель дворников, -греется!

Но, однажды, уЖе улёгшись спать, перебирая варианты, в голове нарисовалось воспоминание по рекомендации увеличения скорости взмахов дворников в проблемных ВАЗ Восьмёрках. Вся модернизация свелась к установке реле, через которое (напрямую) запитывается моторчик стеклоочистителя.

Проснувшись, замеряю сколько делает взмахов мои вазовские дворники без ШИМ и с ШИМ.
Полный отстой.
Китайский ШИМ чуть ли не вдвое тормозит вазовские дворники.

Достаю более мощный ШИМ ("по паспорту" 40 он или 60 А -не так важно) . Этот ШИМ протестирован. Этот ШИМ для моторчика автомобильного отопителя. Подключаю проверенный ШИМ к схеме стеклоочистителя. Не работает!

Не знал и не узнаю в чём кроется загвоздка. Мне не нужен был реверс (при наличии его, туда-обратно можно крутить крыльчатку переключением тумблера) для отопителя. Но хотелось более мощного, с запасам по Амперам. И хотелось с индикатором показания оборотов! А на торговой площадке попадались только такие, с ненужными мне двумя реле...

Грешу на единственное. Моторчик стеклоочистителя рассчитан крутиться только в одном направлении (да?). А я подключил (перед этим не проверив) ШИМ с реверсом в обратном направлении.
Во всяком случае, с моими никакущими познаниями элементарной физики школьного раздела "электричество", ничего другого на "ум" не приходит...
IMG_20231028_162511.jpg
IMG_20231028_162511.jpg (48.7 КБ) 456 просмотров
В итоге...
В итоге...
Пришлось докупить ещё один 20-Амерный...
Ещё один (такой же)
И ещё такой же из поднебесного кооператива....
Стоимость гаджетов разнится сверх разумности. Приспичило побыстрее (на дворе -осень) что б доставили,
заказал на российской площадке на букву "Оз...". Следом за этим приобретением, когда мне ужЕ перестало "торопиться", нашёл-таки точно такой же на китайском "Ал..". Но в три раза! дешевле. Мать перемать...
По качеству они - ничем не отличаются.
Ничего кроме бизнеса (С)

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 09 янв 2024 21:51

Надеюсь, своим эпистолярием достаточно отравил ваш организм, что бы вернуться таки к схемам.

на самом деле, подрулевой переключатель вазовской восьмёрки имеет следующую буквенно-цифровую нумерации
IMG_20210716_172308.jpg
IMG_20210716_172308.jpg (41.04 КБ) 453 просмотра
Два слова про то, что не вошло в схему.
1. Контакт 53b в моей схеме не используется, не подключен.

2. Потому что: j - это, движением вверх, первое положение рычага, включающего паузу.
... 53 - это II положение рычага постоянной скорости.
... 53b - это III положение восьмёрочного рычага "самой быстрой скорости". Жигулёвский (классика) моторчик стеклоочистителя этой функции не имеет

3. к 53a подходит плюс после включения зажигания.

4. Дабы не применять "лишние" провода на клемме 53a "висит" два провода. Один провод от зажигания, второй провод идёт на клемму 53ah

5. 53ah движением рычага "на себя" включает клемму w омывателя.
53ah движением рычага от себя включает клемму wh второго омывателя

6. (в моём варианте) К клемме №4 моторчика стеклоочистителя подключён провод 2,5 мм². С этой же клеммы идёт провод 1,5 мм² на 53a. Остальные провода так же 1,5 мм² кроме тех, которые идут на омыватели. На омыватели проложены 0,75 мм² до 5(4х) -контактного реле, реле, включающего эти самые омыватели стекла.

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 09 янв 2024 22:13

Общая схема с регулируемой паузой прерывистого режима стеклоочистителя и регулируемой скорости стеклоочистителя
(для удобства, перекликаясь с прежними рисунками, на схеме оставил колодку ВАЗ-классика, но на самом деле обозначена нумерация тех контактов, которые расположены на подрулевом стеклоочистителя ВАЗ 2108)
IMG_20240106_163747.jpg
IMG_20240106_163747.jpg (34.66 КБ) 452 просмотра
Впечатления?
С "крутилкой" паузы между взмахами дворников -всё хорошо.

Но вот с "замедлением" работы дворников как бы всё же имеется недостаточный алгоритм. Нет запаса. не получается выжать из ШИМа вариант ооочень медленной скорости, что бы дворники по стеклу тащились совсем еле-еле. В определённый момент уменьшения скорости, дворники просто останавливаются..

Ну , хоть слава Богу на максимуме всё хорошо. Практически, что с ШИМом, что без него, потребление тока моторчиком стеклоочистителя остаётся практически неизменным. При подключённии стеклоочистителя и в стоке, и с ШИМом (положение потенциометра на максимуме) , в обоих вариантах (замер производился при 12,47V) 20 циклов "взмахов" происходит за 21,6сек.
...

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 14 янв 2024 20:17

Из того, что не получилось сделать. Тестируя работу дворников, заметил, что при случайном включении третьего положения рычага (контакт 53b не задействован, пустой) то дворники не останавливаются в нужном положении, а слегка проскакивают "мёртвую точку". Придумалось недостаток превратить в преимущество. На дворе осень, часто ночами примерзающие к стеклу резинки стеклоочистителей. А что если попробовать сделать положение 53b управляющим и принудительно останавливать дворники в нужном, пусть это будет вертикальное, положении. Конечно, можно остановить выключением зажигания. Но тогда при включении зажигания дворники закончат свой цикл.

Не удалось.
Сразу потребовалось применение диода на контакте 1 разъёма моторчика (на него напряжение идёт циклами).
Затем потребовался диод на другой контакт....
В общем, сильно усложняется схема лишними составляющими, что есть не гуд.
IMG_20240106_174311.jpg
IMG_20240106_174311.jpg (79.6 КБ) 404 просмотра
IMG_20240114_191627.jpg
IMG_20240114_191627.jpg (62.14 КБ) 404 просмотра
В итоге и от замысла не отказался, и упростил схему.
Питание на дворники подаётся отдельным тумблером через реле.
ВЫКЛ. и им принудительно затормозятся дворники. Завёл машину, прогрел стекло, резинки отлипли, тумблер на ВКЛ. и дворники завершат свой цикл.

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 14 янв 2024 20:28

было
IMG_20230817_192257.jpg
IMG_20230817_192257.jpg (47.01 КБ) 402 просмотра
стало
IMG_20231028_161712.jpg
IMG_20231028_161712.jpg (35.68 КБ) 403 просмотра
К новой проводке и новый, своего рода дистрибьютор. Место ему - на панели, слева от педального узла
IMG_20231028_162329.jpg
IMG_20231028_162329.jpg (44.85 КБ) 403 просмотра
Проводка наконец-то без лишних "соплей".
Фишки подписаны разъёмов "подписаны" - теперь не спутать.
Приборы продублированы "вторым номером" В случае отказа, просто переставить фишку из одного в другой разъём.
IMG_20231028_162354.jpg
IMG_20231028_162354.jpg (50.77 КБ) 403 просмотра
IMG_20240106_165240.jpg
IMG_20240106_165240.jpg (46.38 КБ) 403 просмотра
IMG_20240106_165531.jpg
IMG_20240106_165531.jpg (48.4 КБ) 403 просмотра
Потенциометры регулирования как паузы, так и скорости дворников
IMG_20240106_165331.jpg
IMG_20240106_165331.jpg (66.17 КБ) 403 просмотра

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 31 янв 2024 22:07

Эмоциональная часть.

Обычно достаточно до 2х секунд для включения "брызгалки".
Но во время движения встречаются экстремальные ситуации, когда одновременно
(находясь при этом в напряжении и возбуждении) и двумя руками рулить крайне необходимо, и включить
элдвигатель омывателя лобового стекла. Например, при обгоне
грузовика с полуприцепом, который колёсами цепляет грязную лужу. 5-10 секунд
одной рукой нажимать на рычах "омывайки" , а второй рукой пытаться удерживать
автомобиль в нужном направлении, и все действия производить при отсутствии видимости.
То ещё "удовольствие"...

Для экстремального случая пригодилось "лишнее" (не задействованное) третье положение рычага стеклоочистителя.
К нему и подключил (всё вместе) и "прямую" скорость стеклоочистителя с одновременной подачей воды.

Попутный/встречный грузовик залепил твоё лобовое стекло до полного отсутствия видимости,
щелчком переводишь рычаг в III положение, а сам сосредотачиваешься на рулении.
Когда дворники с водой освободят секло от грязи, переводишь рычаг во II положение и спокойно дотираешь стекло досуха.

PS Задался задачей выжать максимум из минимизированного (одна скорость, одно положение паузы)
жигулёвского стеклоочистителя.

Получилось:
1. "Экстремальное" положение, когда всё включено переводом рычага в III положение.
2. Регулируемая скорость "прямого" включения (II положение).
3. Регулируемая задержка (пауза)при прерывистом режиме (I положение).
4. Регулируемая скорость при прерывистом режиме.
5. Отключение дворников в нужном для себя их расположении на стекле.

первоначальная схема
IMG_20240106_163747.jpg
IMG_20240106_163747.jpg (34.66 КБ) 335 просмотров
доработанная схема
IMG_20240128_135351.jpg
IMG_20240128_135351.jpg (79.43 КБ) 335 просмотров
IMG_20240128_135351.jpg
(158.7 КБ) 0 скачиваний

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 02 фев 2024 13:39

Вдогонку ещё одна схема.

Условие задачи:
- требуется схема запуска двигателя через кнопку.

Расширенное условие задачи:
- в схеме приветствуется присутствие пусть "детской", но противоугонки.
- в схеме должны отключаться потребители при включении стартера
- в схеме обязательное наличие независимых выводов типа АСС.

Итогом получилось следующий набор
- две нефиксируемые кнопки
- два тумблера (вкл-выкл)
- четыре* реле
IMG_20240128_124102.jpg
IMG_20240128_124102.jpg (63.18 КБ) 313 просмотров
слева-направо
- реле стартера
- обычное 5-контактне реле
- реле времени , которое включается на определённое время (использовал реле с 1ой минутой включения)
- силовое реле

отдельно реле времени
IMG_20240128_123656.jpg
IMG_20240128_123656.jpg (67.45 КБ) 313 просмотров
и силовое реле
IMG_20240128_123920.jpg
IMG_20240128_123920.jpg (38.57 КБ) 313 просмотров
Примечание:
* Реле стартера можно пренебречь. Китайская кнопка "гарантирует" 50ти Амперный допуск. (но, знающие люди советуют китайские цифры делить пополам)

** В моём варианте минимум три силовых реле.
1 Реле включает основной блок предохранителей.
2 Реле включает блок предохранителей дополнительного освещения (противотуманки, стояночные огни...)
3 Реле включает АСС (магнитола)

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 02 фев 2024 14:25

Сначала про то, как всё работает...

Общий набор:
IMG_20240130_194101.jpg
IMG_20240130_194101.jpg (83.08 КБ) 311 просмотров

Тумблер №1 включён.
Он подаёт напряжение на зажигание и "секретную кнопку"
IMG_20240130_194127.jpg
IMG_20240130_194127.jpg (74.82 КБ) 311 просмотров
"Секретная кнопка" (давным-давно, на УАЗе панель приборов была обклеена кожзамом, и где-то в известном мне месте, под этим кожзамом пряталась кнопка. Нажимаешь на дермантин и ... машина заводится) ...нажимается и включает реле времени на 1 минуту
IMG_20240130_194216.jpg
IMG_20240130_194216.jpg (66.48 КБ) 311 просмотров
Реле времени на одну минуту подаёт напряжение на кнопку стартера. В течении этой минуты нужно завести машину (хоть несколько раз). Если мотор заглох (после этой минуты) повторно нажимается секретная и повторно же на одну минуту включается реле времени.

Зажигание включено (красный тумблер) мотор работает, включается второй зелёный (хоть ещё десять) тумблер, который через силовое реле включает блок предохранителей
IMG_20240130_194334.jpg
IMG_20240130_194334.jpg (78.8 КБ) 311 просмотров
Все потребители работают (подключены). Мотор заглох. Дополнительный (зелёный тумблер отключать не обязательно).
Нажимаешь "секретную кнопку" , реле времени включило питание на кнопку стартера. Жмёшь на кнопку стартера: во время действия кнопки, стартер крутится и в это же самое время все потребители через 5ти контактное реле отключены, давая "свободу" стартера и исключающие скачок напряжения на потребителях
IMG_20240130_194238.jpg
IMG_20240130_194238.jpg (81.32 КБ) 311 просмотров
Зажигание выключено, мотор не работает. Включаешь дополнительный зелёный тумблер. Можешь через него на ночь оставить включённым видеорегистратор, например. Через ещё один серобуромалиновый тумблер (АСС на схеме нет) отдельно от всех выключенных потребителей включаешь мызыку...
IMG_20240130_194536.jpg
IMG_20240130_194536.jpg (80.02 КБ) 311 просмотров
При переходе на схему включения стартера через кнопку, одно из самых больших недовольств вызывает всегда под напряжением кнопка стартера, которую можно случайно нажать при работающем моторе.
В моём варианте кнопка подключена во-первых, на одну минуту...

А во-вторых,
в этой кнопке поменял подключение.
По умолчанию лампочка в кнопке загорается только при нажатии на неё
15.10.2005 — копия (7) — копия.jpg
15.10.2005 — копия (7) — копия.jpg (37.66 КБ) 311 просмотров
Теперь кнопка "загорается" при подаче на неё напряжения через реле времени
15.10.2005 — копия (7) — копия.jpg
15.10.2005 — копия (7) — копия.jpg (39.28 КБ) 311 просмотров

MikIDEI
Мастер
Мастер
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 04 авг 2014 11:40

Re: Реабилитация двенадцатого

Сообщение MikIDEI » 02 фев 2024 14:28

дополнение:
на второй картинке "зажигание" обозначено цифрой 2 в чёрном круге. Зажигание -это буква "А"

Ответить

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 109 гостей