Автомат для прогрева
Добавлено: 06 мар 2007 22:38
Статья из старого журнала "За рулем"
Все устройство состоит из двух реле: реле сигналов РС-504 и реле напряжения, взятого от реле-регулятора РР-24. Второе нужно для отключения стартера, когда двигатель работает.
Электрическая схема ясна из рисунка. При включенной системе (включатели 6 и 8 ) и температуре воды в блоке плюс 50—60° контакты 13 и 14 датчика 1 температуры воды (как его переделать, расскажу ниже) разомкнуты — тока в системе нет.
При остывании воды до плюс 40° биметаллическая пластина 12 замыкает контакты 13 и 14, и между клеммой «Б» замка зажигания 7 и датчиком 1 возникает ток. Он проходит через катушку реле 2 и вызывает смыкание его контактов. Теперь ток поступает в цепи, ведущие от клеммы «С» к клемме «3» замка зажигания 7 и от той же клеммы «С» к клемме «Г» реле 4 стартера и через сомкнутые контакты 3 этого реле к клемме «С» замка зажигания. Таким образом, одновременно включаются зажигание и стартер. Когда двигатель начал работать, на клемме «Б» реле-регулятора 5 появляется ток, проходит через обмотку катушки реле стартера, намагничивает ее и притягивает якорек. Контакты размыкаются, прекращается подача тока на клемму «С» замка зажигания 7 — стартер отключается, а двигатель продолжает работать.
Когда вода прогревается до плюс 80—85, биметаллическая пластина 12 датчика 1 выгибается и размыкает контакты — размыкается цепь и выключается зажигание.
С остановкой двигателя прекращается подача тока в обмотку катушки реле стартера, контакты вновь смыкаются и стартер готов к новому пуску. При остывании двигателя до плюс 40° цикл повторяется.
Как переделать датчик 1? Разобрать его, распилив корпус у резьбовой части, вынуть «начинку», отсоединить биметаллическую пластину 12, удалить изоляционные шайбы 11 между пластиной 12 и корпусом 15 и снова собрать. Спираль, намотанная на пластину, не нужна. Ее можно удалить. Собирая, переверните пластину, чтобы она при нагреве изгибалась в. другую сторону и размыкала контакты (раньше она их замыкала).
Теперь нужно отрегулировать переделанный датчик. Грубая регулировка — подгибанием пластины 12, более тонкая — контактным регулировочным винтом 14. Установите такое положение, чтобы контакты 13 и 14 чуть касались один другого, поместите датчик на блоке так, чтобы он прогревался вместе с ним, соедините цепь по схеме и включите. Двигатель должен работать. Добейтесь, чтобы он выключался при плюс 80—85° (регулировка винтом), поместите датчик в корпус, запаяйте, еще раз проверьте и поставьте на место.
Может кто-нибудь сообразит как подключать на "современные" замки зажигания (например ВАЗ 2101)?
Все устройство состоит из двух реле: реле сигналов РС-504 и реле напряжения, взятого от реле-регулятора РР-24. Второе нужно для отключения стартера, когда двигатель работает.
Электрическая схема ясна из рисунка. При включенной системе (включатели 6 и 8 ) и температуре воды в блоке плюс 50—60° контакты 13 и 14 датчика 1 температуры воды (как его переделать, расскажу ниже) разомкнуты — тока в системе нет.
При остывании воды до плюс 40° биметаллическая пластина 12 замыкает контакты 13 и 14, и между клеммой «Б» замка зажигания 7 и датчиком 1 возникает ток. Он проходит через катушку реле 2 и вызывает смыкание его контактов. Теперь ток поступает в цепи, ведущие от клеммы «С» к клемме «3» замка зажигания 7 и от той же клеммы «С» к клемме «Г» реле 4 стартера и через сомкнутые контакты 3 этого реле к клемме «С» замка зажигания. Таким образом, одновременно включаются зажигание и стартер. Когда двигатель начал работать, на клемме «Б» реле-регулятора 5 появляется ток, проходит через обмотку катушки реле стартера, намагничивает ее и притягивает якорек. Контакты размыкаются, прекращается подача тока на клемму «С» замка зажигания 7 — стартер отключается, а двигатель продолжает работать.
Когда вода прогревается до плюс 80—85, биметаллическая пластина 12 датчика 1 выгибается и размыкает контакты — размыкается цепь и выключается зажигание.
С остановкой двигателя прекращается подача тока в обмотку катушки реле стартера, контакты вновь смыкаются и стартер готов к новому пуску. При остывании двигателя до плюс 40° цикл повторяется.
Как переделать датчик 1? Разобрать его, распилив корпус у резьбовой части, вынуть «начинку», отсоединить биметаллическую пластину 12, удалить изоляционные шайбы 11 между пластиной 12 и корпусом 15 и снова собрать. Спираль, намотанная на пластину, не нужна. Ее можно удалить. Собирая, переверните пластину, чтобы она при нагреве изгибалась в. другую сторону и размыкала контакты (раньше она их замыкала).
Теперь нужно отрегулировать переделанный датчик. Грубая регулировка — подгибанием пластины 12, более тонкая — контактным регулировочным винтом 14. Установите такое положение, чтобы контакты 13 и 14 чуть касались один другого, поместите датчик на блоке так, чтобы он прогревался вместе с ним, соедините цепь по схеме и включите. Двигатель должен работать. Добейтесь, чтобы он выключался при плюс 80—85° (регулировка винтом), поместите датчик в корпус, запаяйте, еще раз проверьте и поставьте на место.
Может кто-нибудь сообразит как подключать на "современные" замки зажигания (например ВАЗ 2101)?