Наш ответ Оптитрону, или подсветка на классику

ВАЗ 2101-2115, Нива, Приора, Granta и т.д.
Ответить
Аватара пользователя
Sirius13
Ветеран автоклуба
Ветеран автоклуба
Сообщения: 1083
Зарегистрирован: 28 янв 2010 02:53

Наш ответ Оптитрону, или подсветка на классику

Сообщение Sirius13 » 30 дек 2010 20:43

!!!Внимание!!! Работы рассчитаны на опытных пользователей паяльника!!!
Суть проблемы известна давно – подсветка приборов 05 и 06 оставляет желать лучшего. Очень тусклая и пульсирующая в зависимости от нагрузки на генератор, она не добавляет комфорта в управлении автомобилем. Имеющиеся на рынке шкалы неизвестного происхождения проблему не устраняют, ведь остаётся та же самая одна хилая лампочка вверху прибора. Попытка напрямую заменить её на светодиод успехом не увенчалась – стало ещё хуже.
Но новые идеи в голове всё-таки рождаются и тахометр со спидометром демонтированы. Я решил поставить взамен лампочки линейку светодиодов. Были куплены 10 ярко-зелёных светодиодов диаметром 3 мм. Приборы разобраны и с корпусов удалены держатели ламп с рассеивателями. Оставшиеся отверстия были заклеены кусочками пластика. Под светодиоды просверлил по 5 отверстий:
Изображение
Светодиоды собрал последовательно, по-простому:
Изображение
Что получилось:
Изображение
Результат не порадовал. Ярко и красиво было только на лабораторном столе. На машине из-за отсутствия стабилизации напряжения питания светодиодов подсветка то светила ярче фар, то вообще гасла.
Такое положение дел меня не устроило, и приборы были демонтированы вновь. Была продумана схема по-навороченней, со стабилизацией и параллельным питанием:
Изображение
Стабилизатор выполнен на микросхеме 7809 с напряжением стабилизации 9 вольт. Такое напряжение позволит работать схеме при любом рабочем напряжении в бортсети. Микросхеме необходим радиатор хотя бы из кусочка алюминиевого листа, но можно приобрести подходящий. Конденсаторы включены по стандартной схеме из справочного листка. Стабилизатор распаян навесным монтажом и привернут саморезом на место бывшего ламподержателя. Вот он на фото прототипа:
Изображение
Резисторы служат для ограничения тока через светодиоды, формула расчета R=(9-Uд)/Iд, Uд – рабочее напряжение диода в вольтах, Iд – рабочий ток диода в амперах (параметры нужно узнать у продавца). Подставлять надо ток в амперах и напряжение в вольтах. У меня резисторы были по 750 Ом. Слишком увеличивать ток не стоит – светодиоды сгорят махом.
Теперь берем наши резисторы со светодиодами и компактно припаиваем резистор к плюсовой ножке диода (она обычно длинней минусовой):
Изображение
Сверху одеваем термоусадочную трубку:
Изображение
Далее нам потребуется фольгированный стеклотекстолит толщиной 0,5 мм (фольга должна быть с двух сторон). Купить текстолит можно там же, где и светодиоды с остальными приблудами. Из него надо вырезать ножницами полоску шириной 0,5 см и длиной ~21 см (подгонять нужно по месту). Края нужно обработать шкуркой, чтобы не произошло короткое замыкание.
Размечаем наши текстолитовые полоски под выбранное количество светодиодов (я выбрал 10 на тахометр и 10 на спидометр; ошибся, как оказалось), и припаиваем наши сборки минусовой ногой на одну сторону, плюсовой на другую. Фото есть с прототипа, там я использовал миниатюрные резисторы, но смысл ясен:
Изображение
Еще надо припаять два проводка для питания:
Изображение
Сверлим под провод в корпусе отверстие. С минусовой стороны на нашу светодиодную ленту наклеиваем двусторонний скотч и вклеиваем в наш корпус в корпус вот так:
Изображение
Провода припаиваем к стабилизатору, соблюдая полярность.
Еще я немного подрезал шкалу и покрасил накладку белой краской:
Изображение
Изображение
Итог. Получилась красивая, яркая и равномерная подсветка. Но тахометр вышел немного ярче спидометра (нужно было взять 8 светодиодов, а не 10).
Изображение
PS. Но это еще не все. Я подкорректировал схему, чтобы подсветка включалась не только с включением освещения, но и при включенном зажигании. Потребовалось добавить 2 разделительных диода.
Изображение
Вложения
DSCN5564.JPG
DSCN5564.JPG (55.44 КБ) 19648 просмотров
1.JPG
1.JPG (48.94 КБ) 19648 просмотров
DSCN55622.JPG
DSCN55622.JPG (30.3 КБ) 19648 просмотров
2.JPG
2.JPG (28.3 КБ) 19648 просмотров
DSCN5567.JPG
DSCN5567.JPG (34.64 КБ) 19648 просмотров
DSCN5587.JPG
DSCN5587.JPG (30.29 КБ) 7987 просмотров
DSCN5589.JPG
DSCN5589.JPG (15.68 КБ) 19648 просмотров
DSCN5575.JPG
DSCN5575.JPG (32.28 КБ) 19648 просмотров
DSCN5576.JPG
DSCN5576.JPG (45.26 КБ) 19648 просмотров
DSCN6280.JPG
DSCN6280.JPG (67.32 КБ) 19648 просмотров
DSCN5584 copy.jpg
DSCN5584 copy.jpg (36.45 КБ) 7920 просмотров
DSCN5583.JPG
DSCN5583.JPG (38.32 КБ) 19648 просмотров
DSCN5579.JPG
DSCN5579.JPG (65.65 КБ) 8149 просмотров
3.JPG
3.JPG (32.36 КБ) 19648 просмотров

Аватара пользователя
Grey89
Почетный автомобилист
Почетный автомобилист
Сообщения: 318
Зарегистрирован: 27 дек 2010 19:29
Автомобиль: Subaru Legacy
Город: Томск

Сообщение Grey89 » 31 дек 2010 18:50

интересная идея, вот толко зеленый на мой взгляд не смортиться(((
лучше ярко синий ну или какойто его оттенок.

Аватара пользователя
Иким
Мастер
Мастер
Сообщения: 881
Зарегистрирован: 15 дек 2009 15:13

Сообщение Иким » 31 дек 2010 20:37

на вкус и цвет товарищей нет.мне лично больше нравится зеленая подсветка,т.к. синяя уже была в моем автомобиле и по прошествии нескольких дней эксплуатации я понял,что с цветом промахнулся.синий напрягает зрение,быстро устают глаза,а с зеленой уже третий год :good:
ничто так не сохраняет ваши зубы, как вежливость к окружающим...

Аватара пользователя
Tomsk_customs
Почетный автомобилист
Почетный автомобилист
Сообщения: 502
Зарегистрирован: 13 ноя 2006 22:35

Сообщение Tomsk_customs » 31 дек 2010 22:42

Желто-зеленая подсветка, как в библиотечных настольных лампах с зеленым абажуром, также лучше влияет на психофизиологическое состояние и внимательность.
Военные проводили тест-садили человека с текстом под лампами с разными цветами, и просили найти орфографические ошибки. Лучший результат получился для зелено-желтого.
Также в кино вы можете обратить внимание на военную технику, там прицел и прочая информация проецируется именно желтым или зеленоватым, неярким светом.
А про воткнуть 10 диодов-это хрень, если и делать, то по уму с подсветкой каждой цифры и сегмента шкал, как это сделано в иномарках.
+1 к Икиму, нравится зеленоватая подсветка, она ненавязчива и легко читается. Как пример-сток приборка 2140.

Аватара пользователя
Sirius13
Ветеран автоклуба
Ветеран автоклуба
Сообщения: 1083
Зарегистрирован: 28 янв 2010 02:53

Сообщение Sirius13 » 31 дек 2010 23:25

Подсветка каждой цифры и сегмента - это нереально круто. Целью данного проекта было получение адекватной подсветки с минимальными затратами. Кто сделает такое, используя только стандартные ВАЗовские приборы, я лично пожму руку. ;)
По поводу цвета. На вкус и цвет все фломастеры разные. Я вот сначала сделал зеленую, а потом посмотрел "Watchmen" и подумал, как круто смотрелась бы янтарная. :) Вообще, можно навтыкать УФ-диодов и намазать шкалы УФ-маркером. Только глаза резать будет.
You can't take the sky from me
Гонщик 73 ЛЕВЕЛА (c) Sugrob

Аватара пользователя
Sirius13
Ветеран автоклуба
Ветеран автоклуба
Сообщения: 1083
Зарегистрирован: 28 янв 2010 02:53

Сообщение Sirius13 » 31 дек 2010 23:28

И опять же, Я не призываю делать в точности как у меня. Тюнинг - дело шибко индивидуальное. В своих статьях я стараюсь дать идею и примерное её воплощение. 8)
You can't take the sky from me
Гонщик 73 ЛЕВЕЛА (c) Sugrob

Ответить

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость