Страница 1 из 1

Наш ответ Оптитрону, или подсветка на классику

Добавлено: 30 дек 2010 20:43
Sirius13
!!!Внимание!!! Работы рассчитаны на опытных пользователей паяльника!!!
Суть проблемы известна давно – подсветка приборов 05 и 06 оставляет желать лучшего. Очень тусклая и пульсирующая в зависимости от нагрузки на генератор, она не добавляет комфорта в управлении автомобилем. Имеющиеся на рынке шкалы неизвестного происхождения проблему не устраняют, ведь остаётся та же самая одна хилая лампочка вверху прибора. Попытка напрямую заменить её на светодиод успехом не увенчалась – стало ещё хуже.
Но новые идеи в голове всё-таки рождаются и тахометр со спидометром демонтированы. Я решил поставить взамен лампочки линейку светодиодов. Были куплены 10 ярко-зелёных светодиодов диаметром 3 мм. Приборы разобраны и с корпусов удалены держатели ламп с рассеивателями. Оставшиеся отверстия были заклеены кусочками пластика. Под светодиоды просверлил по 5 отверстий:
Изображение
Светодиоды собрал последовательно, по-простому:
Изображение
Что получилось:
Изображение
Результат не порадовал. Ярко и красиво было только на лабораторном столе. На машине из-за отсутствия стабилизации напряжения питания светодиодов подсветка то светила ярче фар, то вообще гасла.
Такое положение дел меня не устроило, и приборы были демонтированы вновь. Была продумана схема по-навороченней, со стабилизацией и параллельным питанием:
Изображение
Стабилизатор выполнен на микросхеме 7809 с напряжением стабилизации 9 вольт. Такое напряжение позволит работать схеме при любом рабочем напряжении в бортсети. Микросхеме необходим радиатор хотя бы из кусочка алюминиевого листа, но можно приобрести подходящий. Конденсаторы включены по стандартной схеме из справочного листка. Стабилизатор распаян навесным монтажом и привернут саморезом на место бывшего ламподержателя. Вот он на фото прототипа:
Изображение
Резисторы служат для ограничения тока через светодиоды, формула расчета R=(9-Uд)/Iд, Uд – рабочее напряжение диода в вольтах, Iд – рабочий ток диода в амперах (параметры нужно узнать у продавца). Подставлять надо ток в амперах и напряжение в вольтах. У меня резисторы были по 750 Ом. Слишком увеличивать ток не стоит – светодиоды сгорят махом.
Теперь берем наши резисторы со светодиодами и компактно припаиваем резистор к плюсовой ножке диода (она обычно длинней минусовой):
Изображение
Сверху одеваем термоусадочную трубку:
Изображение
Далее нам потребуется фольгированный стеклотекстолит толщиной 0,5 мм (фольга должна быть с двух сторон). Купить текстолит можно там же, где и светодиоды с остальными приблудами. Из него надо вырезать ножницами полоску шириной 0,5 см и длиной ~21 см (подгонять нужно по месту). Края нужно обработать шкуркой, чтобы не произошло короткое замыкание.
Размечаем наши текстолитовые полоски под выбранное количество светодиодов (я выбрал 10 на тахометр и 10 на спидометр; ошибся, как оказалось), и припаиваем наши сборки минусовой ногой на одну сторону, плюсовой на другую. Фото есть с прототипа, там я использовал миниатюрные резисторы, но смысл ясен:
Изображение
Еще надо припаять два проводка для питания:
Изображение
Сверлим под провод в корпусе отверстие. С минусовой стороны на нашу светодиодную ленту наклеиваем двусторонний скотч и вклеиваем в наш корпус в корпус вот так:
Изображение
Провода припаиваем к стабилизатору, соблюдая полярность.
Еще я немного подрезал шкалу и покрасил накладку белой краской:
Изображение
Изображение
Итог. Получилась красивая, яркая и равномерная подсветка. Но тахометр вышел немного ярче спидометра (нужно было взять 8 светодиодов, а не 10).
Изображение
PS. Но это еще не все. Я подкорректировал схему, чтобы подсветка включалась не только с включением освещения, но и при включенном зажигании. Потребовалось добавить 2 разделительных диода.
Изображение

Добавлено: 31 дек 2010 18:50
Grey89
интересная идея, вот толко зеленый на мой взгляд не смортиться(((
лучше ярко синий ну или какойто его оттенок.

Добавлено: 31 дек 2010 20:37
Иким
на вкус и цвет товарищей нет.мне лично больше нравится зеленая подсветка,т.к. синяя уже была в моем автомобиле и по прошествии нескольких дней эксплуатации я понял,что с цветом промахнулся.синий напрягает зрение,быстро устают глаза,а с зеленой уже третий год :good:

Добавлено: 31 дек 2010 22:42
Tomsk_customs
Желто-зеленая подсветка, как в библиотечных настольных лампах с зеленым абажуром, также лучше влияет на психофизиологическое состояние и внимательность.
Военные проводили тест-садили человека с текстом под лампами с разными цветами, и просили найти орфографические ошибки. Лучший результат получился для зелено-желтого.
Также в кино вы можете обратить внимание на военную технику, там прицел и прочая информация проецируется именно желтым или зеленоватым, неярким светом.
А про воткнуть 10 диодов-это хрень, если и делать, то по уму с подсветкой каждой цифры и сегмента шкал, как это сделано в иномарках.
+1 к Икиму, нравится зеленоватая подсветка, она ненавязчива и легко читается. Как пример-сток приборка 2140.

Добавлено: 31 дек 2010 23:25
Sirius13
Подсветка каждой цифры и сегмента - это нереально круто. Целью данного проекта было получение адекватной подсветки с минимальными затратами. Кто сделает такое, используя только стандартные ВАЗовские приборы, я лично пожму руку. ;)
По поводу цвета. На вкус и цвет все фломастеры разные. Я вот сначала сделал зеленую, а потом посмотрел "Watchmen" и подумал, как круто смотрелась бы янтарная. :) Вообще, можно навтыкать УФ-диодов и намазать шкалы УФ-маркером. Только глаза резать будет.

Добавлено: 31 дек 2010 23:28
Sirius13
И опять же, Я не призываю делать в точности как у меня. Тюнинг - дело шибко индивидуальное. В своих статьях я стараюсь дать идею и примерное её воплощение. 8)