Как выбрать моторное масло

Одним из важных условий долговечной работы двигателя Вашего автомобиля является правильно подобранное моторное масло. Этой статьей мы хотим помочь Вам разобраться в характеристиках и классификации моторных масел. И заодно постараемся дать ответ на извечный вопрос: «Какое масло выбрать для своего автомобиля?».

maslo_1

Во-первых, рассмотрим разновидности моторных масел – их три:

  1. Минеральное масло – продукт, полученный путем переработки сырой нефти, очищенный от вредных примесей. Отличительной особенностью является повышенная вязкость. Такое масло хорошо подходит для автомобилей с пробегом более 100 тысяч километров. Минеральное моторное масло имеет более низкую цену и значительно проще в производстве, чем синтетическое или полусинтетическое. Основные минусы – требуется частая замена и такое моторное масло имеет сравнительно низкий температурный диапазон.
  2. Полусинтетическое масло («полусинтетика») изготавливается из минерального с добавлением синтетических присадок. Доля минеральной составляющей – 50-70 %. «Полусинтетика», в принципе — это золотая середина. Такое масло дешевле синтетического и при этом значительно лучше «минералки».
  3. Синтетическое масло производится из продуктов первичной перегонки нефти. При такой переработке имеется возможность получить продукт с заданными свойствами. Синтетические моторные масла обладают хорошей текучестью, могут работать в широких температурных диапазонах и лучше сохраняют первоначальный состав в процессе эксплуатации, благодаря чему служат дольше, чем минералка и полусинтетика. Разумеется, цена у такого продукта значительно выше.

Распространенным заблуждением в среде автолюбителей является мнение, что синтетическое масло губительно воздействует на сальники и уплотнения, чем способствует возникновению течи. Это неправда. Если уплотнительные элементы изношены, через них будет протекать любое масло. Справедливости ради, надо сказать, что в такой ситуации синтетика потечет немного раньше, в связи с лучшей текучестью. Но это все-же не причина, а следствие износа уплотнительных элементов двигателя.

Классифицировать моторные масла невозможно без привязки к температурному режиму эксплуатации, который, в свою очередь, зависит от вязкости масла, которая напрямую влияет на легкость пуска холодного двигателя и защиту при высоких температурах эксплуатации. В зависимости от этого параметра моторные масла можно разделить еще на три группы:

  1. Летнее масло – обладает повышенной вязкостью для обеспечения надежной защиты двигателя при эксплуатации в жаркое время года. Использование такого масла при отрицательных температурах не рекомендуется. При этом основа для летнего масла может быть как минеральной, так и синтетической.
  2. Зимнее масло – имеет пониженную вязкость и лучшую текучесть. Благодаря этому легко проникает по каналам и обеспечивает надежную смазку и легкий запуск двигателя при отрицательных температурах окружающей среды. Важно помнить, что такое масло летом, при высоких температурах воздуха, не будет выполнять свои функции.
  3. Всесезонные масла – незначительно меняют свою вязкость, в зависимости от температурных условий. Как правило, всесезонные масла – синтетические или полусинтетические. Эта группа масел становится все популярнее, поскольку нет необходимости в замене каждые полгода. Особенно актуально для автолюбителей, использующих свой автомобиль не очень интенсивно.

maslo_3

Вообще существует несколько систем классификации масел. Каждая из них предъявляет свои требования и имеет свои собственные условные обозначения. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации более подробно.

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE
Система классификации масел SAE связана с изменением вязкости. Вязкость – важнейший параметр моторного масла. Именно от вязкости зависит надежная смазка двигателя и его легкий пуск в любых условиях. Конечно же, все автолюбители слышали слова «масло моторное 5w30» или «масло 10w40». Что это значит? Давайте разбираться…

Несмотря на то, что выше мы приводили три вида масел – летние, зимние и всесезонные, в современной действительности наиболее распространены именно всесезонные масла, а летние и зимние встречаются крайне редко. Поэтому остановимся на изучении маркировки всесезонных масел.

Класcификация масел по SAE

Число, стоящее первым вместе с буквой W (от англ. Winter – зима), — это так называемый низкотемпературный индекс вязкости моторного масла. Он показывает, насколько легко масло поступает по каналам к элементам трения при низких температурах зимой (вязкость при -40*С). Чем ниже этот параметр, тем лучше. Минимальное значение – 0. Таким образом данный параметр следует понимать следующим образом:

  • 0W – масло можно использовать при температуре окружающей среды до -35…-30 градусов Цельсия;
  • 5W – до -30…-25 градусов;
  • 10W – до -25…-20 градусов;
  • 15W – до -20…-15 градусов;
  • 20W – до -15…-10 градусов Цельсия.

Второе число в маркировке (стоящее после знака тире) – это летний высокотемпературный параметр, показывающий вязкость масла при рабочей температуре двигателя 100 градусов Цельсия. Чем выше данный параметр, тем более надежная защита двигателя обеспечивается при высоких температурах эксплуатации. Максимальное значение летнего индекса вязкости масла – 60.

Зная и понимая вышеописанную информацию, Вы с легкостью сможете определить какое масло по классификации SAE Вам необходимо с учетом климатических условий.
Для наглядности приведем таблицу вязкости моторных масел в зависимости от температуры эксплуатации:

Класcификация масел по SAE

Еще одним важным моментом, касающимся вязкости моторных масел, является распространенное заблуждение, что минеральное масло имеет вязкость 15w40, полусинтетическое 10w40, а синтетика, например, 5w40. Это не верно. На рынке моторных масел существует стопроцентная синтетика с вязкостью 10w40, 15w50 и даже 20w60 и др.

Вязкость не является показателем состава масла! Состав конкретного моторного масла необходимо узнавать исходя из информации на этикетке канистры!

Выбор масла

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО API

Это классификация моторных масел по назначению. Есть две основные категории:

  1. Категория S. В эту категорию входят все масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  2. Категория C. К этой группе относятся масла для дизельных двигателей тяжелых грузовиков, автобусов и различной спецтехники.

Для дизельных двигателей легковых автомобилей отдельной категории нет и, как правило, масло для дизельной легковушки будет маркировано буквами C/S. К слову, маркировка с двойным значением означает, что масло является универсальным и может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. При этом порядок расположения индексов S и C не случаен и обозначает следующее:

  • C/S – предпочтительно применение в дизельных двигателях.
  • S/C – такое масло лучше заливать в бензиновые двигатели.

Класcификация масел по API

Рассмотрим более подробно эти две категории масел.

После литеры S следует литера, обозначающая эксплуатационные свойства масла. Используются следующие буквы – A,B,C,D,E,F,G,H,J,L, расположенные в порядке возрастания свойств масла. Комбинация букв расшифровывается следующим образом:

  • SA – Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя.
  • SB – Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя.
  • SC – Двигатели выпуска 1964-1967 годов, работающие с повышенными нагрузками.
  • SD – Среднефорсированные двигатели выпуска 1968-1971 годов, работающие в тяжелых условиях.
  • SE – Высокофорсированные двигатели выпуска 1972-1979 готов, работающие в тяжелых условиях.
  • SF – Двигатели выпуска до 1988 года, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине, высокофорсированные, без турбонаддува. Масла имеют более эффективные противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко и низкотемпературных отложений, а также шлама. Масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.
  • SG – Высокофорсированные двигатели с турбонаддувом выпуска до 1993 года, питаемые неэтилированным бензином с оксигенатами. Имеет более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.
  • SH – Высокофорсированные двигатели с высоким турбонаддувом, выпуска до 1996 года. При проведении сертификации на энергосбережение в зависимости от степени экономии топлива присваиваются категории API SH/EC и API SH/ECII.
  • SJ – Для двигателей, выпускаемых с 1996 года и более старых. Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальный уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.
  • SL – Для двигателей, выпускаемых с 2004 года и более старых. Масла этой категории отличаются стабильностью энергосберегающих свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены.
  • SM – Для всех двигателей, находящихся в настоящее время в эксплуатации. Обладают улучшенными свойствами против окисления, формирований отложений, защиты от износа и эксплуатации при низких температурах в течение всего срока службы масла.
  • EC – Энергосберегающие масла.

После литеры С следует аналогичный ряд обозначений: A, B, C, D, E, F, G, H. В дополнение может идти цифра, указывающая тип дизеля: 2 – двухтактный, 4 – четырехтактный. На сегодняшний день чаще всего используются обозначения CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4. Комбинации букв и цифр расшифровываются следующим образом:

  • CB – Для двигателей без наддува, работающих при повышенных нагрузках на сернистом топливе и выпущенных до 1960 года.
  • СС – Для высокофорсированных двигателей (в т.ч. с умеренным наддувом), работающих в тяжелых условиях, выпущенных после 1961 года. Масла этой категории содержат антикоррозийные присадки, предотвращающие образование температурных отложений.
  • CD – Для высокофорсированных двигателей с высоким наддувом, работающих в тяжелых условиях, выпущенных после 1965 года. Масла содержат присадки, предотвращающие образование высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии.
  • CD+ — Масла обладают повышенной устойчивостью к окислению, загущению (под влиянием накопления сажи) и повышенной защитой клапанного механизма от износа.
  • CDII – Масла для двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ и образование шлама.
  • CE – Масла для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих при больших нагрузках, выпускаемых с 1987 года.
  • CF – Масла для двигателей с распределенным впрыском, работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников.
  • CF2 – Масла для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец.
  • CF4 – Масла для четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, устанавливаемых на мощных магистральных тягачах, выпущенных после 1990 года. Обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов.
  • CG4 – Масла для четырехтактных дизельных двигателей, использующих топливо с содержанием серы менее 0,5% от массы и тихоходных машин – с содержанием серы до 0,5% от массы, выпущенных после 1995 года. Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи. Ресурс масла зависит от качества применяемого топлива.
  • CH4 – Масла для высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей, выпущенных после 1998 года, использующих топливо с содержанием серы более 0,5% от массы. Удовлетворяют повышенным требования по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.
  • CI4 – Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, выпущенных после 2002 года, с рециркуляцией выхлопных газов. Для использования с топливом с содержанием серы менее 0,5% от массы.

Класcификация масел по API

ИТОГ — РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ МОТОРНОГО МАСЛА

Таким образом в этой статье мы постарались собрать наиболее важную информацию, касающуюся моторных масел. Зная, как классифицируются масла по системам SAE и API, Вы сможете наиболее верно подобрать моторное масло именно для Вашего двигателя.

В любом случае, выбирать масло нужно, прежде всего, исходя из рекомендаций завода-изготовителя Вашего автомобиля, ну и учитывая следующие аспекты:

  • Температурный режим применения масла, указанный на упаковке, носит рекомендательный характер.
  • Не нужно судить о качестве масла по его цвету – большинство присадок, добавленных в него, делают масло более темным.
  • Быстрое потемнение масла в результате непродолжительной работы двигателя не обязательно свидетельствует о потере свойств. Это, как правило, связано с высокими моющими свойствами и возможностью удерживать в себе продукты неполного сгорания топлива.
  • Ни в коем случае нельзя смешивать масла с разными основами. Например, минеральное и синтетическое.
  • Добавлять присадки в моторное масло не всегда полезно – они могут улучшить одни свойства, но при этом значительно ухудшить другие. Качественное масло уже содержит в себе весь необходимый пакет присадок, чтобы обеспечить надежную работу двигателя.
  • Если Вы не знаете, что залито в двигатель до замены масла или старое масло было с другой основой – обязательно произведите промывку двигателя.

На рынке представлено множество различных брендов автомобильных масел и выбор какого-то конкретного сродни вопросам «верю/не верю» или «нравится/не нравится». Самое важное в этом выборе – не ошибиться и не нарваться на подделку. Помните – подделывают в основном наиболее востребованные продукты. Поэтому не покупайте моторное масло у придорожных торговцев или в непонятных киосках и палатках. Гарантию подлинности могут дать только торговые точки, работающие напрямую с производителями.

Качество масла любого производителя может существенно меняться с течением времени. Поэтому, если планируете приобрести моторное масло неизвестного Вам производителя – не поленитесь и почитайте на форумах отзывы о последних приобретениях данного продукта. Заодно, быть может, скорректируете свой выбор в пользу чего-то другого.

Автор статьи: Владимир Тевс
По материалам, находящимся в свободном доступе в сети Интернет

Только один комментарий Комментировать

  1. Ramsi87 /

    Весьма полезная информация!


Оставить ответ


Каталог Томского интернета Томск


Counter CO.KZ